Ажурное (кружевное) вязание спицами: особенности техники
Ажурное (кружевное) вязание – способ формирования полотна с помощью особых комбинаций петель, при котором получается узор со сквозным орнаментом.
Ажурные узоры используются в архитектуре, ювелирном деле, различных видах декоративно-прикладного искусства во многих культурах. Вязание в ажурной технике развилось на основе приемов старинного вида венецианского кружевного плетения punto in aria.
Кружевные узоры можно создавать спицами или крючком. В наиболее развитых и старых традициях ажурной вязки используются спицы. Расскажем, какие есть особенности у работы в данной технике.
Из истории ажурного вязания спицами
Ажурные узоры дают тонкое, легкое, воздушное полотно с хорошей драпируемостью. Старые мастерицы использовали их для вязания свадебных аксессуаров и одежды. Традиционный цвет для ажурной вязки – белый. Именно в таком варианте сквозной узор просматривается лучше всего.
Но первые вязаные ажурные изделия, по распространенной легенде, были черными. Это шелковые чулки, которые придворная ткачиха Элис Монтаг подарила королеве Елизавете в 1561 году. С тех пор полотняные чулки были вытеснены более тонкими вязаными моделями. Для знати их делали из шелка. Деревенские женщины вязали себе чулки из тонкой шерсти, которую красили в черный цвет корой ольхи.
К концу 18 века развилось машинное вязание: набор цветов и материалов для ажурной вязки расширился, а сами изделия стали более доступными по цене. Долгое время в ручном вязании ажуры были забыты: конкурировать с машинной вязкой мастерицам было непросто.
Только в 1980-х в период возвращения моды на ручное вязание начала возрождаться техника работы со сложными узорами, стали издаваться книги, в том числе на основе музейных коллекций вязаного кружева. Например, в книге Сюзанны Льюис «Вязаные кружева» (Knitting Lace, Susanna E. Lewis, 1992) можно найти образцы вязаного кружева спицами из Бруклинского музея с авторскими схемами и подробным описанием работы.
Элементы кружевных вязаных узоров
Кружевной узор состоит из 3 главных элементов.
1. Пустые промежутки
Их образуют накиды, которые являются основным способом прибавления петель в ажурном вязании. Пустые участки являются базовым узорообразующим элементом в кружевном вязании.
2. Линии
Это группы убавок, необходимые для компенсации накидов. Они образуют уплотненные участки полотна, контрастирующие с пустыми промежутками и формирующие ритм узора.
3. Зоны плотной вязки
Это участки со сплошной чулочной или платочной вязкой, перекрещенными петлями, косами, вставками другого цвета, которые усиливают объемность и глубину узора.
В некоторых ажурных узорах нет зон плотной вязки. К примеру, ажурные сетки и решетки состоят только из пустых промежутков и линий с убавками.
Все ажурные узоры построены на повторении паттерна (раппорта). В экспериментальных техниках кружевного вязания паттерн может смещаться, изменять ориентацию по горизонтали/вертикали, чтобы образовался неоднородный узор.
При классическом ажурном вязании узор получается повторяющийся, построенный на определенном доминирующем элементе. В его роли может выступать любая геометрическая форма, стилизованные цветы, листья.
Кроме обычных накидов и убавок, в ажурном вязании используются обвитые, перекрещенные петли, прибавки из одной петли трех, убавления трех петель до одной.
Из-за необычной структуры ажурное полотно имеет некоторые особенности вязки. Например, в рамках классической традиции принято вязать кружева на спицах маленького размера из тонкой пряжи (шелка, льна, хлопка или шерсти).
Чередование пустых промежутков и зон плотной вязки осложняет выбор инструмента правильного размера. Чтобы узор получился аккуратным и не рыхлым, опытные вязальщицы-кружевницы используют спицы на 1-2 размера ниже, чем рекомендуется для выбранной пряжи. Таким образом можно выполнить зоны сплошной вязки с хорошей плотностью. А накиды они делают с двойным оборотом спицы пряжей, чтобы отверстия получились нормального размера.
Чтобы узор хорошо просматривался, обычно выбирают жесткую пряжу. Есть узоры, которые лучше смотрятся из более мягкой нити. Найти хорошее сочетание узора и пряжи с первой попытки не всегда может даже опытная мастерица. Чаще всего приходится вязать при планировании модели несколько образцов.
Для кружевного вязания чаще всего используется временный наборный ряд. Ажурное полотно при этом вяжется отдельно, затем к нему привязывается кайма. У шетландских шалей, которые считаются самыми виртуозными образцами кружевной вязки, нет наборного и закрывающего ряда: их вяжут из одной петли от угла по диагонали.