Кафе Фассетт: король цветного вязания и его узоры
Кафе Фассетт (Kaffe Fassett) – художник и дизайнер, создатель уникальных вязаных изделий и текстиля. В мире вязания он имеет неофициальный титул Короля колористики.
В 2013 году мастер получил медаль Тернера как самый выдающийся колорист Великобритании. А в 2017 году крупнейший мировой селекционер роз Rosen Tantau назвал в честь Кафе Фассетта особый сорт махровых розово-лиловых роз, оттенок которых по своей непредсказуемости и глубине отлично характеризует стиль работы художника.
87-летний Кафе Фассетт сегодня продолжает свои необычные эксперименты и пока не имеет равных в области цветного вязания. Его вязаные опыты и узоры причислены к бессмертной классике.
Особенности вязаных изделий Кафе Фассетта: глубокая символичность узоров и орнаментов, культурологический подтекст, яркая палитра, эклектика, смелость цветовых сочетаний. Предлагаем обзор основных узоров и элементов цветного вязания, которые Кафе Фассетт подарил вязальному миру.
Разноцветные полосы
Самый простой узор Кафе Фассетта – разноцветные полосы, которые он воплотил в нескольких вариациях. Обычное чередование горизонтальных и вертикальных полос в моделях дизайнера создавалось на основе цветовой гаммы образцов японского, африканского, арабского и французского текстиля.
Разновидность простых полос – Jack’s Back Stripe, которую Кафе Фассетт назвал в честь своего друга Джека Френсиса. Узор был вдохновлен исламской каменной кладкой.
Индийская ткань для сари послужила источником еще одной разновидности полос от Кафе Фассетта – с градиентными растяжками.
Под впечатлением от средиземноморской вышивки Фассетт разработал узор полос с зубчиками.
Лесенка и зигзаг
Ступенчатые мотивы и зигзаг – одни из древнейших элементов орнаментов, которые встречаются еще у инков и майя.
На их основе, а также по мотивам старых орнаментов Мексики, Перу, Африки и работ ар-деко Кафе Фассетт создавал свои узоры.
Бриллианты
Бриллиантовые узоры Кафе Фассетта созданы на основе геометрии старинной каменной кладки мостовых, русских и сицилийских ковровых орнаментов и оформления индийского и индонезийского текстиля.
Звезды
Все звезды, которые Фассетт, по его собственному признанию, встречал в природе (морские и небесные) всегда вселяли в него надежду и давали творческие силы.
Звездчатый орнамент встречается в разных культурах, но конкретно звезды Кафе Фассетта были вдохновлены исламским искусством: плиточной кладкой, резьбой по дереву и камню, иллюминированными рукописями.
Квадраты
Узоры на основе квадратных мотивов Кафе Фассетт переосмыслил в своей манере.
Для него они стали продолжением серьезного и глубокого увлечения лоскутной техникой.
В вязаных моделях используются несложные, но очень насыщенные по цвету, динамике и ритму квадраты с крестами, имитация ленточного плетения и кирпичной кладки, решетки и «заплатки».
Круги
Круги Фассетта – самые узнаваемые узоры мастера. Они ближе всего к цветочным мотивам. Одна из разновидностей узора из кругов так и называется – «Персидский мак».
Сам художник вкладывал в них более широкие смыслы, рассматривая круг как символ солнца и способности видеть (зрачок глаза).
Дамасский цветок
Узор с дамасским цветком воспроизведен дизайнером по фрагменту росписи испанского дамасского шелка 18 века, который он видел в одном из музеев текстиля.
Простая и одновременно изысканная форма цветка настолько поразила мастера, что он прямо в музее сделал быструю зарисовку, на основе которой впоследствии разработал один из лучших своих узоров.
Некоторые приемы вязания Кафе Фассетта
В работе мастер отдает предпочтение натуральной пряже. Акриловую пряжу и синтетические нити он использует крайне редко. Для получения необычного или редкого оттенка несколько нитей разных цветов он объединяет в одну.
Многоцветное вязание выполняется интарсией или обычным способом с протяжками в зависимости от типа узора. Чтобы сэкономить время, Кафе Фассетт сразу же ввязывает кончики нитей в провязываемые новые петли.
Практически всегда мастер пользуется круговыми спицами: на них не так устают руки при вязании большого полотна. Также на круговых спицах сразу можно поместить большое число петель.
По форме и особенностям кроя вязаная одежда у Кафе Фассетта очень простая. Это связано с высокой орнаментальностью: в простую форму легче вписать крупные узоры.
Кроме этого, мастер ценит универсальность и принцип конструктора в вязании. Чтобы превратить тунику от Кафе Фассетта в платье, достаточно просто довязать снизу пару рядов узора. Превращения и модификации – еще одна индивидуальная черта авторского стиля работы.