Краткая история ручного вязания в Европе
Точное время, когда появилось ручное вязание, неизвестно. Предполагается, что этот вид рукоделия имеет историю более тысячи лет, и развился он из техники плетения нитей руками и иглой.
Отличие от ручного и игольного плетения состояло в инструментах. В вязании в их роли в разное время выступали деревянные палочки, палочки из костей животных, гусиные перья, металлическая проволока и сталь. Стальные спицы стали популярны только в 19 веке.
Сама техника существовала в двух вариантах: поворотном (на двух спицах) и круговом (на четырех-пяти спицах). Очень долгое время круговое вязание было вытеснено поворотным, пока его не популяризовала Элизабет Циммерман.
В Европе ручное вязание распространяется с 14 века. Именно с этого периода остались более-менее сохранившиеся образцы изделий, техника создания которых точно является ручным вязанием.
Один из интересных образцов данного периода – английская красная шапочка-берет 16 века, которая связана из толстой шерсти по кругу из одной детали. Сегодня в такой технике до сих пор вяжут береты.
В 16 веке в Англии красные шапочки вязались и носились под строгим законодательным контролем. От них произошли знаменитые плоские кепки-восьмиклинки («кепки Гэтсби»), ставшие символом британского стиля.
В 1571 году в Англии был выпущен специальный «Закон о шляпах», согласно которому все мужчины старше 6 лет, не являвшиеся лордами, рыцарями или благородными джентльменами, должны были носить такие шерстяные шапки по воскресеньям и во все праздничные дни. При этом шапки должны были быть изготовлены в пределах королевства, а правом вязания красных шапочек обладали только некоторые мастера и их подмастерья.
С 17 века сохранился образец английского вязаного шелкового жакета, который входил в повседневный гардероб высших сословий. Вязали такие жакеты-жилеты вручную из шелковой пряжи, которую оборачивали серебряной нитью. Из-за очень мелкой вязки и сложного орнамента полотно получалось похожим на тканый текстиль.
В 18 веке во многих европейских странах существовали гильдии вязальщиков. Самые крупные из них имели очень строгие правила приема и высокий уровень ручной вязки. Например, в гильдии вязальщиков Страсбурга подмастерья учились по три года, после чего принималось решение о приеме в гильдию. Подмастерья должны были продемонстрировать свое мастерство в готовых работах: связать шапку, шерстяную кофту, пару перчаток и настенный ковер.
Один из примеров таких изделий – ковер 1781 года, созданный подмастерьем Страсбургской гильдии вязальщиков, с очень мелкой вязкой лицевой гладью и сложной композицией на основе библейского сюжета о сне Иакова.
К началу 19 века ручное вязание становится популярным занятием состоятельных дам, превращаясь в модное увлечение. Все в той же манере кропотливой и мелкой вязки тонкими спицами создаются милые безделушки, домашний декор, кошельки, сумочки, игольницы.
В 1851 году в Великобритании в лондонском Гайд-парке прошла Великая выставка промышленных работ всех народов, для которой специально был построен знаменитый Хрустальный дворец по проекту Джозефа Пакстона. На выставке было представлено много изделий ручной вязки, в том числе манжеты из шерсти французских пуделей и детское хлопковое платье Сары Энн Канлифф. Платье состояло из более миллиона петель и получило третье место в категории ручного вязания.
С 1950-х до 1970-х вязание спицами и крючком находится в упадке: наступает время популярности машинной вязки. Трикотаж оказывается намного более разнообразным по цветам, текстурам, приемам исполнения. К тому же создается он намного быстрее, чем вязаное спицами или крючком полотно, и отличается более доступной стоимостью.
Ситуацию спасают защитники ремесел и молодые дизайнеры. В 1970-х Каффе Фассетт вяжет свое легендарное пальто, обновляющее традицию ручной вязки и дающее ей право на новую жизнь.
В пальто Кафе Фассетта используется разнотекстурная и разноцветная пряжа. Вязка становится более крупной и смелой. Модель рождается буквально в режиме реального времени без длительной подготовки эскизов и сложных расчетов. В любую минуту можно было изменять узор и добавлять в него новые цвета.
Ручное вязание перестает быть предсказуемым, зажатым в рамки традиции, ограниченным по техникам и приемам. Оно начинает взаимодействовать со смежными ремесленными практиками, появляется вязаный пэчворк, изобретаются новые узоры и декоративные комбинации петель.