Легендарные вязаные свитеры
Свитер – вязаная кофта, которую сегодня можно найти в каждом шкафу. Кажется, что их история уходит корнями в глубокую древность, но на самом деле в повседневный гардероб свитеры вошли всего лишь в 1920-х.
До этого их носили только простые люди, рабочие. Например, рыбаки и моряки с острова Гернси. Гернсийские свитеры выполняли функции обычной рабочей одежды: они должны были защищать от ветра, холода, не сковывать движений. При этом в историю рыбацкие свитеры Гернси вошли вовсе не благодаря своей практичности: их сделали знаменитыми особые обережные узоры на основе лицевых и изнаночных петель и необычные приемы конструирования (шейные, подмышечные ластовицы).
Похожие практические задачи решали спортивные свитеры конца 19 века. Это были пока еще не повседневные модели, которые британцы использовали как удобную одежду для велосипедных гонок, игры в гольф, теннис.
В 1920-х свитеры уверенно проникают в мир моды и входят в ежедневный гардероб. Принц Уэльский популяризует свитеры Фэр-Айл. Коко Шанель начинает продвигать трикотаж как элемент ежедневного гардероба для активных женщин, которые хотят носить удобную одежду.
В 1927 году вязаный свитер впервые появляется на страницах Vogue. В этом же году Эльза Скиапарелли создает свой легендарный черный свитер с белым бантом, который произвел фурор в мире парижской моды и стал началом стремительного карьерного взлета «королевы провокации и эпатажа».
Скиапарелли успела создать еще много более ярких и смелых моделей, но свитер с белым бантом так и остался ее самой значительной находкой, памятным знаком случайного и неожиданного триумфа. В 2022 году в коллекции pre-fall модный дом Schiaparelli представил новую версию старого свитера.
С 1940-х начинается настоящий свитерный бум. Модели машинной вязки выходят огромными тиражами. Вязальщицы спицами создают собственные изделия, имея возможность выбрать пряжу из расширившегося ассортимента цветов и текстур.
К началу 1960-х свитер превращается в элемент немейнстримного образа. Подражая The Beatles, битники начинают носить свитера-поло с воротником гольф. Похожие модели появляются в коллекциях Пьера Кардена, Мэри Куант, Андре Куррежа. Соня Рикель создает знаменитый полосатый облегающий свитер «Бедный мальчик», бросавший вызов буржуазности и строгим классическим канонам. В Италии на фоне бурного развития производства трикотажа появляются первые линейки красочных свитеров Missoni.
В 1970-х свитер приобретает черты экстремального панк-образа, становится откровенно бунтарским элементом одежды. Появляются эксперименты с формой, сочетанием пряжи, радикально меняющие взгляд на свитер как на теплую и уютную одежду. Вивьен Вествуд вместе с Малколмом Маклареном выпускают пестрый укороченный джемпер свободной вязки из мохера. Эта модель стала отправной точкой, с которой в моду входят асимметричные, неаккуратно связанные, рваные свитеры.
Как протест против распространения машинного вязания Патриция Робертс и Мартин Кидман выпускают свой знаменитый свитер с тигром. Он положил начало серии похожих проектов с плотной ручной вязкой, яркими и сложными рисунками, асимметричными элементами или специально допущенными ошибками, которые не могут совершить вязальные машины.
Нестандартность, нарушение симметрии, несовершенство вязаного изделия доведены до предела в шерстяном свитере японского модного дома Comme des Garçons. Рей Кавакубо сознательно разрушила целостность модели, чтобы сделать ее непохожей на однородные полотна с идеально ровными петлями, которые создают машины.
Сегодня свитер по-прежнему интересует дизайнеров. На основе этой уже хорошо знакомой формы создаются новые модели с неожиданными приемами. Например, в 2013 году британский производитель трикотажа для мужчин SIBLING выпустил свитер, который идет вместе со спортивными брюками в комплекте.
Изюминка модели – узор, выполненный в стилистике туаль-де жуи. Это французский орнамент, популярный в мире высокой моды, ассоциирующийся с элегантностью, утонченностью, связываемый с пасторальными сюжетами и сценами, подчеркнуто романтичный и нежный. У SIBLING туаль-де жуи при ближайшем рассмотрении оказывается совсем не тем, чего от него ожидаешь. На свитере и брюках бренда изображены сцены августовских беспорядков в Лондоне 2011 года.
История вязаного свитера пока не закончилась: эта форма одежды невероятно гибкая и податливая для экспериментов. Из простой рабочей одежды свитер сумел превратиться в элемент модного гардероба, стать основой для выражения гражданских и культурных идей, проявиться себя в невероятном многообразии вариантов исполнения.