Норвежский винтаж и романтика от Хелен Арнесен
Каждая вторая женщина в Норвегии вяжет. Они предпочитают делать это вручную для собственного удовольствия. Удовольствие для норвежцев, как очень трудолюбивой нации, связано с тем, что в конце ты наслаждаешься плодами своего труда. Плоды эти материальны: их можно потрогать и долгое время использовать.
Норвежки любят раздаривать все, что связали, обеспечивая одеждой и аксессуарами ближнее и дальнее окружение, а также предпочитают работать в проверенных техниках и в рамках традиционных мотивов. Но кое-кто отваживается на смелые эксперименты.
Например, Хелен Арнесен (Helene Arnesen) – основательница бренда Fabel Knitwear, выпускающего окрашенную вручную пряжу на основе мериносовой шерсти, вязаную одежду, дизайнерские пуговицы и аксессуары для вязания.
Хелен давно коллекционировала пуговицы, но с началом своей вязальной карьеры стала делать их сама: многие авторские модели требовали индивидуального пуговичного декора.
Вязаная одежда Хелен Арнесен
Хелен закончила Лондонский университет искусств по специальности дизайнер одежды, после чего работала в киноиндустрии. В 2017 году она занялась дизайном вязаной одежды, основала компанию Fabel Knitwear, продает пряжу, собственные модели и описания к ним.
Наиболее удачные дизайны с описаниями она включила в книгу, которая в 2024 году вышла на русском языке в издательстве «Эксмо»: «Хелен Арнесен: Вязание в стиле романтик. 34 женственные модели, вдохновленные историей».
В моделях Хелен винтаж совмещается с эклектикой, очень широкой исторической перспективой и образностью, включающей мифологических и исторических персонажей, героев книг, фильмов.
В ее коллекциях органично существуют вместе Мэрилин Монро, шекспировская Джульетта, дух воздуха Сильфида из одноименного балета и Рембрандт. По стилям мастерица также решила себя ничем не ограничивать: в формате вязаных изделий в авторской интерпретации представлен декаданс, средневековье, ар-деко, деревенский стиль, модные фасоны мировой моды из 60-80-х.
Мастерица не обошла вниманием и сугубо норвежские традиции. На основе классического мужского норвежского рабочего свитера-ислендера она создала женственную и легкую модель с приталенным силуэтом и пышными плечами в стиле 30-40-х годов и не менее интересный вариант ислендера в стиле 60-х годов в укороченном формате и со свободной посадкой.
Присборивание, складки, пышные детали одежды, эффект струящихся тканей, формирующих свою уникальную геометрию, – все эти приемы, традиционно используемые на легких и тонких материалах, Хелен перенесла в свои вязаные модели.
С помощью пряжи она пытается передать воздушность шифона, шелка, при необходимости усиливая эффект легкости сочетанием пряжи с разной структурой и плотностью.
В романтичной блузе Juliette использован популярный прием оформления зоны бюста и силуэт женской одежды эпохи итальянского Ренессанса.
Классический полосатый джемпер моряков (marinière, breton shirt), выведенный из морского флота в мир моды Коко Шанель, у Хелен приобрел новый силуэт, утонченную женственность с неизменными винтажными нотами и особой манерой ручной вязки – немного небрежной и грубоватой.
Как художник по костюмам Хелен выстраивает свои модели на основе исторических фасонов и силуэтов, хорошо узнаваемых образов.
При этом каждая модель не лишена авторской интерпретации, артистизма и подчеркнутой женственности, как, например, образ европейского средневекового придворного шута или Арлекина из итальянской театральной комедии дель арте.
Развитие собственного бренда мастерица связывает с активно выражаемой гражданской позицией: Хелен выступает против дискриминации любых видов, защищает права меньшинств и социально отвергаемых групп населения, поддерживает движения по защите животных и окружающей среды.