«Теневое» («иллюзорное») вязание: особенности техники
«Теневое» вязание – необычная техника двухцветного вязания спицами, которая позволяет создавать полотно с уникальными оптическими свойствами. Расскажем, в чем особенности метода и как вязать в этой технике.
Особенности техники «теневого» вязания
Популяризатором метода стала датчанка Вивиан Хоксбро – дизайнер трикотажа и преподаватель по вязанию из Копенгагена. В одной из архивных брошюр по вязанию она нашла материал японской мастерицы Миеко Яно с необычной и интересной техникой вязания спицами. На основе этой публикации Вивиан создала метод, который назвала «теневое вязание» и подробно описала в своей книге «Теневое вязание» (Shadow Knitting, 2004).
Принцип вязания в данной технике простой и не требует сложных навыков работы спицами. Название «иллюзорное» или «теневое» вязание метод получил из-за особого оптического эффекта, который образуется на полотне. У японской мастерицы, ставшей прародительницей метода, этот эффект назывался «скрытые узоры».
Если смотреть на такое полотно сверху, то рельеф (и узор) будет незаметным. Но при изменении угла зрения «теневое» изображение сразу же четко проявляется. На вязаной одежде движущегося человека такие «скрытые узоры» создают эффект голограммы.
«Теневое» вязание предполагает использование комбинаций петель, связанных платочной и чулочной вязкой. Полотно вяжется из двух контрастных цветов пряжи по 2 ряда на каждый цвет. При этом узор формируется за счет чередования западающих и выпуклых участков петель, связанных лицевыми (западающие участки) и изнаночными (выпуклые участки) петлями.
Правила вязания в «теневой» технике
1. Для работы необходимо 2 контрастных по светлоте цвета (любой светлый или меланж и темный).
2. Каждый ряд целиком вяжется одним цветом (работа выполняется с чередованием цвета в 2 ряда – 2 ряда темной пряжей, 2 ряда светлой пряжей).
3. Для вязания используются только лицевые и изнаночные петли.
4. Все лицевые ряды вяжутся только лицевыми петлями.
5. Все изнаночные ряды (того же цвета, что и предыдущий лицевой) вяжутся с чередованием лицевых и изнаночных петель для формирования узора.
Пряжу для работы желательно выбирать жесткую и плотную, чтобы выступающие участки хорошо держали форму и создавали выразительный рисунок. Хлопок для таких работ может оказаться слишком мягким, а шерсть иногда дает ненужную пушистость, которая размывает изображение. Для «иллюзорного» вязания отлично подходит акриловая пряжа и любое другое волокно, не склонное к расслаиванию.
Рельефность «теневого» вязаного полотна снижается при сильном давлении, поэтому такие изделия не рекомендуется гладить утюгом.
Узоры для «теневого» вязания могут использоваться любой степени сложности, начиная от простых геометрических форм и заканчивая целыми живописными полотнами и портретами. Например, Стив Пламмер (Steve Plummer) создает в технике «теневого» вязания картины, делая пиксельные узоры для вязания по фото.