Вязаный пэчворк Надежды Тёткиной
Н. А. Тёткина (р. 1940) – мастерица из Санкт-Петербурга, которая познакомила русских рукодельниц с техникой лоскутного вязания и представила собственную интерпретацию вязаного пэчворка, основанную на бесшовном соединении элементов различных форм.
В 1997 году вышла книга Н. А. Тёткиной «Вязаный пэчворк: пособие по вязанию», которая стала первой работой по данному направлению на русском языке и в свое время представляла совершенно новую технику, незнакомую широкой аудитории. Эту технику так и называли: «ноу-хау Тёткиной».
До этого в мировом вязальном сообществе уже были известны варианты лоскутного вязания, которые популяризовал Хорст Шульц («Вязание: новые техники»). Но Надежда Александровна Тёткина работала в собственной уникальной авторской манере: она использовала более простые базовые формы, создавала на их основе сложные по конструкции изделия с особым колоритом и графической выразительностью.
Увлечение восточными религиозными практиками нашло отпечаток в стилистике, цветовой гамме и приемах конструирования моделей. При этом в них ярко проявился самобытный стиль работы мастерицы, который делает ее изделия оригинальным явлением не только в области лоскутного вязания, но и ручного вязания в целом.
Многие рукодельницы искренне полюбили технику вязания пэчворк за возможность найти красивое применение остаткам пряжи, старым вязаным вещам, которые распускались и становились основой для лоскутных кардиганов, пончо, ковров, покрывал, чехлов для мебели, головных уборов и других аксессуаров.
Саму Надежду Александровну, по ее признанию, в пэчворке привлекала идея экономии ресурсов и полезного использования старой пряжи. Даже очень короткие нитки, советовала мастерица, не стоит списывать со счетов: из них можно сделать кисточки или выполнить простую вышивку на готовом изделии.
Лоскутное вязание – простая и интересная техника. Мастерица может начать работу с любого участка и продолжать ее в какой угодно последовательности. При этом допустимы любые комбинации самых разных видов пряжи, в том числе подпрядение к основной нити шерсти домашних животных, например, собак и кошек.
Самая большая сложность в пэчворк-вязании – придумать конструкцию модели на основе геометрических фигур и гармонично спланировать колорит. Цвета и формы – основа визуального восприятия лоскутных изделий. Эта техника отлично подходит для тренировки чувства цветовой гармонии и навыков построения композиции.
Вязаный пэчворк Н. А. Тёткиной основан на использовании простых геометрических фигур и производных от них более сложных. Из треугольников получаются многоугольники, из квадратов складываются зигзаги и т.п. Элементы вяжутся платочной вязкой, соединяются двумя бесшовными способами. При первом способе вторая деталь привязывается к краю первой с набором петель из краевого ряда. При втором способе, который у мастерицы называется «фольк» (фольклорный), последние петли ряда второй детали вяжутся вместе с краевыми петлями первой детали. Так получается декоративное место соединения «с зубчиками».
Модельный ряд изделий, созданных Надеждой Александровной и ее ученицами, включал кардиганы, пончо, жилеты, носки, тапки и знаменитые шапки Тёткиной, которые стали самыми интересными экспериментами мастерицы как в плане формы, так и по исполнению.
Вязаные модели Тёткиной были представлены на нескольких авторских выставках в Санкт-Петербурге. Наиболее полное собрание эскизов, схем и моделей одежды автора можно найти в переиздании книги «Лоскутное вязание. Пэчворк спицами» 2013 года.